Каравай хлеба: состав и история появления

   Каравай — хлеб, который редко едят каждый день. Символ настоящего славянского праздника, он готовится только по особенным датам и требует для своего изготовления как большого количества разных продуктов, так и настоящего мастерства от кулинара.
История каравая
     История каравая началась еще в древнем Египте.

Именно египтяне создали традицию использовать в качестве символа богатства и благополучия круглый хлеб каравай, олицетворяющий солнце, от них она перешла к грекам и римлянам, а позднее была унаследована славянскими народами.

Забываются  и порастают  быльем традиции и костюмы национальных русских свадеб, но до сих пор остается одна прекрасная традиция встречать новоиспеченных молодоженов у их первого праздничного стола хлебом и солью. Роль такого хлеба издревле выполняет каравай. Каравай всегда был неизменным атрибутом различных обрядов и народных праздников.

Из-за символизма и использования только в торжественные моменты приготовление каравая с течением времени превращалось в настоящий обряд. 

   В языческие времена на Руси пшеница из-за своего золотистого цвета являлась символом богатства и процветания, соответственно хлеб с золотистой коркой, выпеченный в форме солнца, отожествляли с удачей и сытой жизнью.

Именно поэтому выпеченный из нее каравай было принято дарить новой семье как символ пожелания богатства и процветания.

Каравайный обряд состоял из двух этапов: первый этап был посвящен изготовлению каравая и назывался «каравай валять», второй этап представлял собой деление каравая на свадебном столе — «каравай носить».
Выпекали Свадебный каравай в канун свадьбы в доме жениха.

Сделать это поручали замужней женщине, счастливой в браке и растящей здоровых детей. Ведь только преуспевающая в личной жизни хозяйка могла передать свадебному хлебу радужное настроение и положительную энергию (что столь необходимы новобрачным), а он в свою очередь, подарит все это молодым.

    Ритуал выпекания каравая был весьма не простым. Он начинался  обычно в сакрально отмеченное время, т. е. до захода солнца, с обращения к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милосливый Козьма-Демьян на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!»
Главная повариха тщательно умывалась, надевала на голову платок, а на шею крестик — и лишь после этого могла начинать замешивать тесто. Сам процесс замешивания теста и выпекания каравая был весьма необычным. Воду для каравая нужно было взять в 7 колодцах, и муку насыпать из 7 мешков. Для замешивания теста использовали специальную форму с крестом. Кроме женщины, которой поручено печь каравай, дотрагиваться до формы и ее содержимого не смел ни кто. Данный процесс был «заговоренным», ведь он всегда сопровождался чтением молитв или веселым пением в исполнении других женщин-каравайниц, помогающих на кухне, и создавали радостное праздничное настроение.
Когда тесто «созревало» для выпекания, наступал следующий важный этап — отправка этого хлеба в печь. Перед этим посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, вместе с посаженым отцом обходила три раза печной столб. Каравай задвигали в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящими свечками, и, прежде чем оставить каравай в печи, его три раза то задвигали в нее, то выдвигали. Поставив окончательно, ударяли лопатой по матице — потолочной балке. Данную миссию возлагали исключительно на мужчину, состоящего в браке. Говоря проще, выпекание каравая символизировало зачатие ребенка. На мифологическом уровне печь осмыслялась как женское чрево, лопата на которой каравай отправляли в печь символ мужского начала, а сам каравай символизировал ребенка. Весь этот процесс напоминал своеобразное таинство, которое проводили накануне свадьбы и только в доме жениха.
Украшения из теста, выпекавшиеся девушками отдельно от каравая, представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия.
Весь процесс изготовления каравая сопровождался исполнением специальных каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания руками каравайниц:
Валю, валю сыр каравай
С правой руки на леву,
С левой руки на праву —
По золоту лоточку,
По золоту лоточку,
По серебряному блюдечку.
Каравай на лавку взлез,
Каравай по лавке пошел,
Каравай на полку сел,
Каравай на печку взлез,
Каравай с печки слез,
Каравай на лопату сел,
Каравай в печку глядит.
Каравай валяется,
Каравай шатается,
Пошел каравай по дубовым столам,
По скатертям браным,
Тогда зашел каравай к Анне Александровне.
В песнях каравайницы заклинали каравай вырасти большим и пышным: 
Пекись, пекись, сыр каравай, 
Дерись, пекись, сыр каравай, 
Выше дуба дубова, 
Выше матицы еловой, 
Ширше печи каменной. 

После изготовления каравая в доме жениха его несли к невесте «на показ».

Подносить данный хлеб полагалось после венчания. И дело это доверялось матери жениха. Держать его было принято на вышитом свадебном рушнике. 

   Каравай молодые супруги должны были трижды поцеловать. Его не ели, не ломали и не кусали. Свадебный каравай был многослойным, и делил его крёстный отец жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, в который часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невесту подарками.
           В том случае, если хлеб изготавливался и у невесты, происходил обмен караваями. В доме родителей жениха каравай ставили обычно в комнату молодых, где он находился всю брачную ночь. Утром дружка, отправляясь будить молодых, забирал каравай и выносил его в решете к свадебным столам. Придя к гостям, дружка три раза подпрыгивал, разламывал каравай пополам и начинал его делить среди собравшихся за столом родственников молодых.
Разламывание каравая символизировало нарушение девственности невесты. Новобрачные получали свою долю каравая первыми. Обычно им выдавалась середина, которая, по народным представлениям, была связана с зарождением новой жизни, счастьем, богатством. Оставшаяся часть каравая делилась поровну между родственниками молодого и родней молодухи. Это воспринималось как акт закрепления между ними родственного союза, как признание их общей судьбы, общей доли. Украшения с каравая раздавали девушкам, присутствовавшим на свадебном пиру в качестве зрителей. 
Каравайный обряд был характерен для свадебного ритуала в центральных и южных губерниях Европейской России, однако изделия из теста, известные под разными названиями — курник, печенье, пряник, пирог, хлеб, — играли важную роль в ходе свадебного ритуала по всей России. Они могли служить знаком любви жениха к невесте, выкупом, благопожеланием, подарком, предметом, посредством которого передавалась магическая сила.
           И сегодня круглый хлеб — каравай продолжает использоваться в качестве праздничного, но его значение здесь, конечно, уже значительно меньше. Он, скорее, превратился в дань традициям, нежели в какой-либо значимый символ. На свадьбе молодожены откусывают от него ломтики — у кого кусочек окажется больше, тот и будет заправлять в доме.
Изначально, украшать каравай было не принято, так как он отождествлялся с солнцем. Эта традиция появилась позднее. Важен был его размер, чем каравай больше, тем богаче будет жизнь молодых.
Однако со временем караваи стали более «разодетыми»: их украшали яркими цветами и колосьями, колоритными узорами и парными фигурками, а также языческим символом любви — ветками калины. Разумеется, каждый славянский каравай хлеба в старину был настоящим произведением искусства. Его не стыдно было подарить дорогому гостю или поставить на богатый праздничный стол. Немудрено, что иногда самих украшений на таком изделии бывало больше, чем самого хлеба.
Каравай также использовался на Древней Руси на похоронах. Ко дню похорон выпекали свадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали родным.

По сей день по  русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством.

Состав каравая
Древние рецепты каравая включали специальную закваску для теста или состояли из процесса брожения, вызванного только тщательным вымешиванием. В наше же время свадебный хлеб пекут в основном из дрожжевого теста с добавлением молока, муки, сливок, яиц, сахара, соли и других ингредиентов. Многие современные хозяйки улучшают его вкус корицей, сухофруктами и ванилью.
Главное достоинство каравая — его роскошный вкус. Достигается он благодаря использованию при приготовлении его продуктов, редко используемых для выпечки обычных хлебобулочных изделий. Как готовится каравай? Непременными ингредиентами, входящими в состав каравая, являются яйца, большое количество сахара, молоко и растительное или сливочное масло. Яиц должно быть не меньше 8-10. Часто для обогащения вкуса в рецепт каравая добавляют корицу, кукурузное масло, ваниль и различные специи.
Назвать этот хлеб «источником здоровья» не повернется язык ни одному нормальному диетологу. Но все же в небольших количествах каравай может быть не только безвредным, но даже полезным. Ведь пекарские дрожжи являются высокобелковым продуктом: прессованные содержат около 16% белка, а сухие — 50%. Кроме того, в них, а также в яйцах, молоке и муке, из которых пекут каравай, содержатся некоторые минералы и витамины. Мало того, что готовится круглый хлеб из муки высшего сорта, весьма опасной для фигуры, так ещё и обилие жирных и богатых белками продуктов никак не способствует повышению диетичности его.

Но с другой стороны, ароматный каравай белого или ржаного хлеба — блюдо настолько же редкое на нашем столе, настолько и красивое.

Поэтому при здоровом образе жизни и хорошо сбалансированной диете беспокоиться о том, что два раза в год на чьей-то свадьбе вы поели круглый хлеб — не стоит.

Да и побаловать себя таким вкусным блюдом иногда можно просто так — всё-таки, хорошее настроение не меньший друг здоровья, чем правильное питание.

Источник: http://golrdk.ru/load/god_russkoj_kultury/istorija_karavaja/9-1-0-88

История каравая

Традиции древних Славян

Каравай «Царь стола»

Сватовство с караваем на Руси

Традиционный свадебный каравай

На чужой каравай рот не разевай

История каравая началась в те далёкие времена, когда наши предки Славяне поклонялись четырем языческим богам солнца – хорс, ярило, даждьбог и сварог.

Хлеб наши пращуры считали плодом чрева матери Земли, а боги солнца являлись главными покровителями, поэтому по традиции каравай всегда выпекали круглым. В такой форме он олицетворяет солнце, символизируя собой благополучие, достаток и процветание.

В древнерусских летописях каравай упоминается как важный ритуальный атрибут. Обычно такой обрядовый хлеб готовили накануне традиционных праздников и важных событий.

Полезно знать: своё название каравай получил благодаря слиянию слова «корова» (символ женского начала) с суффиксом «ай» (символ мужчины-быка) и в первозданном виде звучит как «коровай».

Обычаи и традиции связанные с караваем

С давних времён традиционный обычай встречать дорогих гостей с караваем и солью, демонстрирует благополучие хозяйского дома и проявленное гостеприимство. Отведать кусочек с солью означало вступить с хозяевами в дружеские связи, разделить поровну все тяготы и заботы.

Каравай являлся важным атрибутом традиционного для Славян обряда рукобития, символизируя собой удачное завершение сговора между родителями жениха и невесты. Чтобы засвидетельствовать договор, отцы жениха и невесты брались за руки, чтобы сват трижды пронёс каравай под их руками, после чего обрядовый хлеб разламывали пополам и возвращали отцам.

По поверью предков свадебный каравай считался сильнейшим энергетическим оберегом для молодой семьи. Чем пышнее и выше выпечен каравай, настолько счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны. Наши предки к выпечке свадебного каравая относились очень трепетно, соблюдался целый ряд правил. Воду брали из семи колодцев, а муку набирали из семи мешков.

Приготовить тесто поручалось женщине, которая жила в счастливом браке и достатке, воспитывала здоровых и умных детей. Считалось, что такая справная хозяйка способна поделится положительной энергетикой с молодыми. Готовили обрядовый хлеб накануне свадьбы в доме жениха, где в печь его отправлял выпекаться обязательно женатый мужчина. Каждый элемент обряда имел весомое значение.

Печь символизировала женское чрево, лопата на которой подавали опару мужское начало, сам каравай олицетворял собой младенца. Украшали каравай сложными тестяными узорами.

Фигурки двух лебедей — символ верности и преданности, колосья пшеницы — знак процветания и плодородия, веточки калины — образ плодовитости и красоты, гроздья винограда – символ благополучия и достатка для молодой семьи.

Подавали каравай всегда на рушнике, красивом расшитом полотенце неотъемлемым атрибутом Славянских традиций. Делить каравай разрешалось только крёстному отцу невесты или жениха. По традиции разламывание каравая означало нарушение девственности молодухи.

Молодожены получали свою порцию первыми, а оставшуюся часть делили поровну между приглашенными родственниками молодого и родными молодухи. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем, гости в ответ благодарили щедрыми подарками.

Для обряда новоселья готовили караваи больших размеров, ведь на торжественное открытие нового жилища съезжалось большое количество родственников и друзей.

Всегда караваю на праздничном столе отводилось почётное центральное место.

Обязательно лакомства должно было хватить всем присутствующим, при этом старались несколько кусочков каравая уложить в разные углы дома считая, что этот жест сохранит от беды и напастей.

Провожая усопшего в последний путь выпекали поминальный каравай, который во время погребальной церемонии улаживали на крышку гроба. Завершив обряд погребения каравай как поминальное угощение раздавали всем присутствующим.

Полезно знать: 4 ноября 2018г. в Ставрополе в канун празднования Дня Народного единства, испекли каравай рекордсмен. На протяжении семи дней свыше 30-ти пекарей трудились над созданием 2-ух метрового гиганта, вес которого составил 561 кг.

На протяжении тысячелетий хлеб является символом жизни, процветания и благополучия, он ассоциируется с душой человека, историей родной земли, судьбами целых народов и поколений и их неустанным трудолюбием.

О хлебе и хлебных традициях у Славян написано множество песен, стихов, рассказов, книг и сказок. Ценить хлеб нас учили с самого детства, в семье, детском саду, школе.

В нашем сознании наряду с такими благородными словами как Мать, Отец, Родина, Жизнь всегда будет присутствовать уважение и любовь к хлебу.

Источник: http://sladik.net/proxleb-karavay.html

Русский каравай

Хлеб всегда имел особое значение на Руси. Именно с большим круглым хлебом — караваем, который зачастую выпекали к праздникам и важным событиям, связано множество обрядов и ритуалов.  Караваем встречали и провожали дорогих гостей, а самые пышные и искусно украшенные караваи были главным угощением на свадьбах.

История происхождения каравая на Руси

Обычай подавать особую выпечку на свадьбах зародилась еще у древних славян. В Древней Руси хлеб считался великим даром кормилицы земли, а солнце было главным покровителем. Поэтому предшественник праздничного каравая был круглым как солнце и символизировал плодородие, изобилие и достаток.

Происхождение слова «Каравай»

Существует несколько предположений о происхождении названия ритуального хлеба на Руси. Наиболее распространенное их них сводится к тому, что слово «каравай» произошло от слова «корова», что в славянских диалектах означает «невеста». А суффикс «ай» в слове выступает символом быка, то есть мужчины. Таким образом, каравай олицетворял собой плодовитость, единство женского и мужского начала.

Традиции печь каравай на Руси

Выпекание каравая сопровождалось определенной последовательностью обрядов. Для изготовления праздничного хлеба приглашались каравайницы — женщины, которые счастливы в браке и имеют здоровых послушных детей.

Занимаясь приготовлением праздничного хлеба, каравайницы передавали молодым свой опыт и делились семейным счастьем. А сажать хлеб в печь обязательно должен был женатый мужчина.

Во время всех этих ритуалов звучали специальные песни и молитвы, чтобы получить божье благословение молодым.

Большое значение имел и размер каравая, так как олицетворял собой статус зародившейся семьи.

Стремление приготовить самый большой и высокий обрядовый хлеб зачастую оборачивалось тем, что приходилось вынимать из печи несколько рядов кирпичей, чтобы достать испеченный каравай.

Готовое угощение помимо разнообразных узоров из теста украшали колосьями пшеницы и гроздьями калины. Такой декор был символичным и означал семейное благополучие, гармонию и любовь.

Традиционно выпечке каравая на Руси предшествовало какое-либо событие. Этот хлеб пекли только по особому поводу, чаще всего на свадьбы или на встречу долгожданных гостей.  Гостеприимные хозяева всегда встречали дорогих гостей хлебом и солью. Зачастую это был ржаной каравай с солью, который преподносили на рушнике.

Источник: https://schci.ru/karavay.html

Из истории хлеба

Это величайшее открытие совершилось в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. По мнению ученых, именно в те далекие доисторические времена человек впервые стал собирать и культивировать хлебные злаки, которые были предками наших теперешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Так появились первые мельничные жернова, первая мука и первый хлеб. Первый хлеб был в виде жидкой каши.

Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша, которую и сегодня еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Азии и Африки.

Когда человек научился добывать огонь и стал применять его для приготовления пищи, было сделано еще одно открытие. Это открытие, скорее всего, было сделано случайно: человек стал поджаривать раздробленные зерна перед тем, как смешивать их с водой, и убедился, что каша из таких обработанных огнем зерен гораздо вкуснее той, которую он ел до этого — из обычных сырых зерен.

Первобытные люди питались такой зерновой пищей до тех пор, пока не научились выпекать пресный хлеб в виде лепешек из густой зерновой каши-теста. Эти плотные, не разрыхленные, подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началась на земле эпоха хлебопечения.

Прошло еще несколько тысячелетий, и люди научились готовить хлеб из сброженного теста. Такой хлеб, о котором замечательный ученый К. А. Тимирязев сказал как-то, что он составляет одно из величайших изобретений человеческого ума, одно из тех эмпирических открытий, которые позднейшим научным изысканиям приходится только подтверждать и объяснять.

Как пекли и почитали хлеб в древности

5—6 тысячелетий назад древние египтяне владели искусством разрыхлять тесто путем его брожения, используя (они, впрочем, об этом еще и не подозревали) мельчайшие организмы — хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии. Каждый такой микроорганизм представляет собой сложнейшее биохимическое производство, до настоящего времени полностью не постигнутое человеком.

В тесте дрожжевые клетки вызывают брожение, в результате которого образуются углекислый газ и спирт. Углекислый газ разрыхляет тесто, делает хлеб пышным и легким.

В процессе брожения в результате жизнедеятельности молочнокислых бактерий накапливаются в тесте сложнейшие органические соединения, которые потом, в момент выпечки, под действием высоких температур образуют ни с чем не сравнимый великолепный вкус и аромат хлеба.

Используя чудесную силу крохотных микроорганизмов, древние египетские хлебопеки выпекали большое количество различных видов хлеба. Детальную картину производства хлебных изделий в пекарне Древнего Египта изобразил на стене усыпальницы фараона неизвестный художник, живший 5 тысяч лет назад.

Мы видим, как египтяне собирают урожай зерна, мелют зерно, месят тесто и делают из него хлеб различной формы: круглый, продолговатый, пирамидальный, сформованный в виде плетенок, рыб, сфинксов, в виде различных фантастических животных. До нас дошло и скульптурное изображение одного из самых древних представителей благородной профессии пекарей: небольшая статуэтка тестомеса, хранящаяся в музее г. Гизы (Египет), дает представление о том, как месили тесто несколько тысяч лет назад.

Искусство выпекать разрыхленный хлеб от древних египтян перешло к грекам и римлянам. В Древней Греции первое упоминание о «кислом» хлебе, т. е. хлебе из сброженного теста, относится к V в. до нашей эры. Однако такой хлеб считался деликатесом, стоил значительно дороже пресного хлеба, его употребляли только состоятельные люди.

Гомер, описавший трапезы своих героев, оставил нам свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб.

Каждое из этих двух блюд ели отдельно, а хлебу при этом отводилась самая значительная и почетная роль. Гомер сравнивает пшеницу с мозгом человека, имея в виду ее значение в жизни людей. Он говорит, что чем богаче хозяин дома, тем обильнее угощают в его доме белым хлебом.

О том, с каким суеверным почтением относились в Древней Греции к хлебу, говорит и такой любопытный факт. Эллины были твердо убеждены, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами.

Кстати, это убеждение перекликается с одним древним законом, существовавшим в Индии.

В первых веках нашей эры преступников в этой стране наказывали тем, что запрещали им есть хлеб на определенное время, в зависимости от того, какое преступление они совершили.

При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет иметь плохое здоровье и несчастную судьбу. И в наши дни верующие индусы, творя утреннюю молитву, начинают ее словами: «Все есть пища, но хлеб есть ее великая мать».

Но вернемся снова к пекарям Древней Греции. Они, как и мастера Древнего Египта, умели выпекать много сортов хлеба, используя при этом в основном пшеничную муку. Часть хлебных изделий греки выпекали из ячменной муки. Хлеб недорогих сортов готовили из муки грубого помола, с большим количеством отрубей. Такой хлеб служил основной пищей для простого народа.

Булочники Древней Греции торговали и сдобными хлебными изделиями, в состав которых входили мед, жир, молоко. Но такие «сладкие хлебцы» стоили дороже обычного хлеба и относились к лакомствам. Любопытно отметить, что у суровых спартанцев хлеб считался величайшей роскошью, и его ставили на стол только в самых торжественных случаях.

В Древней Греции, как и в Древнем Египте, черствому хлебу отводилась особая роль. Считалось, что он помогает при заболеваниях желудка. Его прописывали в качестве лекарства больным, страдающим несварением желудка и другими болезнями. Некоторые древние лекари считали, что одно только лизание корки черствого хлеба способствует прекращению болей в желудке.

Рассматривать хлеб как целебное средство против разных болезней было свойственно многим народам. Между прочим, очень распространенным среди английских солдат в период колониальных войн было убеждение в том, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежевыпеченного хлеба.

Почему хлеб стал называться хлебом

Хлебопекам Древней Греции мы обязаны, как считают многие ученые, и самим происхождением слова «хлеб». Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые «клибанос».

От этого «клибанос», по мнению специалистов, у древних готов было образовано слово «хлайфс», которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов.

В старо-немецком языке существует слово «хлайб», которое похоже на наш «хлеб», украинский «хлиб» и на эстонский «лейб».

Памятник хлебопеку

В Древнем Риме также существовали пекарни с широким ассортиментом хлебных изделий.

До наших дней сохранился воздвигнутый 2 тысячи лет назад в Риме 13-метровый памятник-монумент Марку Вергилию Эврисаку, потомственному пекарю, создавшему в столице Римской империи несколько больших пекарен, которые снабжали хлебом почти весь Рим.

Барельефы, украшающие этот монумент, представляют собой выполненные с большим мастерством сцены приготовления муки из зерна и производство хлеба на всех, как теперь говорят, стадиях технологического процесса.

Мы видим древнеримские мельницы, жернова которых приводились в движение силой рабов или лошадей; видим, как рабы в пекарне месят тесто, формуют его на куски, выпекают хлеб в двух больших печах. Другие рабы считают готовый хлеб, взвешивают его, складывают в корзины.

Хлеб королей и король хлеба

В начале средних веков при каждом замке и монастыре создавались свои мельницы и пекарни, появлялись свои мукомолы и хлебопеки. Позднее эти мастера образовали ремесленные цехи в тех городских поселениях, которые стали развиваться вокруг замков.

Цехи пекарей средневековья славились превосходными мастерами. Старинная гравюра дает представление о пекарне средневековой Европы.

Весьма интересно отметить, что в то время во многих европейских странах между степенью свежести хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял, была прямая зависимость.

Королевская семья ела только свежеиспеченный хлеб, хлеб вчерашней выпечки предназначался для высшего общества, хлебными изделиями, выпеченными два дня назад снабжали представителей мелкопоместного дворянства, хлеб трех дневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

Примерно в то же самое время во многих городах средневековой Азии черствый хлеб считался более ценным, чем свежеиспеченный.

Французский король Генрих IV, признавая особую, исключительную роль хлеба в жизни народа, ко всем своим титулам добавлял еще один — «король хлеба», говоря при этом, что тот, кто правит хлебом нации, является более великим правителем, чем тот, кто правит только душами своих подданных.

Каким был хлеб на Руси

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников — «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками.

Кроме хлебников, занимающихся, как бы мы сказали теперь, «промышленным хлебопечением», хлеб выпекали, в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины.

«Домострой» указывает, что для приготовления хлеба мастера обязаны были знать, «как муку нужно сеять, сколько может получиться высевков при этом, как приготовить квашню теста, замесить его, как куски теста валять и испечь их, сколько надо брать муки на приготовление нужного количества хлеба».

В XI столетии на Руси выпекали кислый, т. е.

сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применений' специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.

Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X—XIII веков упоминаются «хлебы чистое зело», «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью праздничного стола.

Как в старину следили за качеством хлеба

В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.

В городах Московского княжества в XVI —XVII веках был установлен правительственный контроль за ценами в розничной хлебной торговле и за качеством продававшихся хлебных изделий. Царский указ 1626 г.

«О хлебном и калачном весу» утверждал; порядок установления цен на 26 сортов хлеба из ржаной муки и на 30 сортов из пшеничной. Для наблюдения за точным выполнением этого указа и соблюдением установленных цен на хлеб назначались на рынки и торжки хлебные приставы, или целовальники, которые обязаны были «„.

ходить в Кремле, в Китай-городе, в Белом каменном городе, по улицам, переулкам и малым торжкам и взвешивать хлебы ситные, решетные и калачи тертые и коврижечные мягкие».

Этот контроль за соблюдением цен и качеством хлеба распространялся не только на профессиональных пекарей, но и на всех жителей, имеющих какое-либо отношение к выпечке или продаже хлеба.

В царском указе даже было перечислено, кто подвергался контролю: «хлебники, калачники, хлебные и калачные просолы, дворники: патриаршие, митрополичьи, владычные, княжеские, боярские и монастырские, стрельцы, пушкари и всякий люд, у кого найдут хлеб и калачи».

Если хлебные приставы обнаруживали, что хлеб и калачи не соответствуют установленному весу или продаются выше утвержденной цены, виновных подвергали штрафу: «…в первый раз в полу полтину, во второй — в полтину, а в третий — в 2 рубля 4 алтына и 1 1/2 деньги».

Это составляло немалую по тем временам сумму. При злостных нарушениях виновник подвергался телесному наказанию. Контролеры также должны были «…

крепко смотреть, чтобы хлеба ситные и решетные, калачи тертые и коврижечные были пропеченными и в них гущи и подмесу никакой не было отнюдь».

При Петре I были установлены еще более строгие законы, регламентирующие цены на хлеб и определяющие наказания за их нарушение. Указом Петра I от 14 января 1725 г.

за продажу сырого или маловесного хлеба на торговцев хлебом и хлебопеков налагалось жестокое наказание: «…и за то… бить батогами или кошками и тот сырой и маловесный хлеб брать на госпиталь».

Надзор за хлебниками «без ослабления и без всякого пристрастия» был возложен на офицеров полицеймейстерской канцелярии.

В порядке общественной повинности к контролю широко привлекали также выборных посадских людей. Участвовать в таком контроле считалось делом почетным, им занимались богатые купцы, дворяне, начальники стрелецких полков. Они имели право осматривать пекарни, хлебные лавки, штрафовать нарушителей правил производства хлеба и его торговли.

Хлебные избы и дворцы

В XVII веке в Москве работали большие по тем временам пекарни. Их называли хлебными избами. До нас дошло описание такой избы, расположенной на одной из московских улиц, в районе нынешнего проспекта Калинина. Здесь в четырех печах выпекались пшеничные караваи, калачи, ржаные буханки.

В особой печи пекли пироги и ватрушки. Наиболее крупной была хлебная изба в Измайлове, которая принадлежала царскому двору и именовалась «хлебным дворцом». «Дворец» разделялся на палаты, в каждой из которых вырабатывались различные сорта ржаного хлеба и изделий из пшеничной муки.

В одной из палат пекли хлеб на восьми печах. «Хлебный дворец» был построен и в Кремле. В палатах государевой пекарни трудилось более 70 пекарей, обеспечивавших хлебом царскую семью и многочисленную прислугу.

Большие пекарни работали также в русских монастырях.

Одна из них была расположена в знаменитом Троице-Сергиевом монастыре, хлебом ее кормилось ежедневно 900 человек.

Хлеб-батюшка

С древнейших времен к этому продукту человеческого труда — хлебу нашему насущному — люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом — кругом с точкой посередине.

Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.

Так рассказывает в одном из своих стихотворений поэт Владимир Солоухин:

Минуту я запомнил ту Из детства озорного.Вдруг скучно сделалось во рту От хлеба аржанова.И бросил наземь я кусок От дедушки украдкой,И наступил я на кусок Босой чумазой пяткой.И растоптал. И весь как был Зарылся носом в пыль я…А раньше дед меня не бил,

  • И вообще не били.
  • В народе о хлебе говорили, как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.

Так же, как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли пренебрежительно уменьшительными именами, как других людей простого звания, например Ивашка, Федька, Петрушка. Хлебников величали уважительно, полными именами — Иван, Федор, Петр, а часто добавляли фамилию или прозвище.

Источник: https://kulinaria1955.ru/hleb_v_nashem_dome/4414-iz-istorii-hleba.html

Краткая история хлеба

   Хлеб – это просто вода и мука? Если бы это было так, наши булочные выглядели бы довольно скромно. В мире существуют сотни и тысячи рецептов хлеба с различными плотностью, вкусом, формой и размерами. Хлеб едят почти во всех странах мира. Даже в местах, где пшеница не растет — муку делают из других ингредиентов, например кукурузы, ржи или риса, и используют ее для изготовления простых питательных блюд эквивалентных хлебу. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.
Первый хлеб Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Случайно человек обнаружил, что если поджаренные зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
Древний Египет Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.  Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства. Хлеб из сброженного теста был не только вкуснее, он дольше сохранялся свежим и лучше усваивался организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей — в виде петуха, котенка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко — ценились они дороже. 
Греция и РимХлеб из сброженного теста считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб — плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх. По случаю спортивных состязаний в Олимпии для участников и гостей пекли особый белый, хорошо разрыхленный хлеб и подавали его с маслинами и рыбой.  Хлеб считали как отдельное блюдо. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. В Риме  до сегодняшних дней сохранился монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима.
Османская ИмперияХлеб был незаменимой частью в османской кухне, его в больших количествах употребляли люди из всех социальных слоев общества. У богатых хлеб был приятным дополнением к основным блюдам, у бедных же он сам и являлся главным блюдом. Мехмед эль-Фатих сразу после завоевания Стамбула назначил руководителем Хызыр Бея, который первым делом организовал производство чистого, высококачественного хлеба. В 1502 году Султан Баязид ввел государственную гарантию на качество хлеба, позже данная практика распространилась на всей территории. После подобного решения было воспитанно много великих хлебных мастеров, особенно в области Карадениз. Крым был главным поставщиком пшеницы для Османской империи. Стамбул получал зерно из Кафы. Был фирман султана, запрещающий вывозить хлеб из Кафы в другие места. В год в Кафе зерном грузилось 100 — 150 кораблей.
Древняя ИндияТропический климат, палящее солнце, перенаселенность — это факторы основной причины, по которой без хлеба в Индии питание просто немыслимо. Индийские лепешки легко переносят жару, хорошо насыщают и их можно всегда держать под рукой. Мука для производства хлеба используется специфическая. Цельные зерна пшеницы перемалывают до состояния темно-желтого порошка. Такая мука назвается  «атта». Хлеб из нее получается необыкновенный — бархатистый, с желтоватым мякишем и хрустящей корочкой.     Интересны и способы приготовления индийского хлеба. Национальная печь тандур появилась в Индии более 4-х тысяч лет назад — отверстие в земле, обмазанное глиной, на дне которого тлеют древесные угли. В ней чаще всего пекут наан, приклеивая тонкие пласты теста прямо на глиняные стенки. Лепешки чапати жарят на чугунных сковородках, а вкусную выпечку пури – обжаривают во фритюре. Хлеб не заготавливают впрок, во влажном тропическом климате это неразумно.
ТибетСамый простой плоский тибетский хлеб  печется из муки, воды и щепотки соли на больших, тяжелых сковородках с маслом или без. Национальное блюдо, которое считается тибетским хлебом называется —  Цампа. При его изготовлении используется: муку из слегка поджаренных зерен ячменя, сыр и молоко яка. Цампа  основная часть рациона тибетцев. Она также используется в ритуальных целях — щепотки цампы бросают в воздух во время многих буддийских ритуалов.  Ритуал бросания цампы появился ещё в добуддийские времена и служил для того, чтобы умиротворить духов местности и попросить их покровительства и защиты. Затем он был заимствован буддизмом как «символ празднования и радости» и стал использоваться при рождения ребёнка. В настоящее время она особенно известна в связи с новогодними празднованиями, когда цампу бросают, распевая молитвы, призывающие удачу в новом году для себя и для других.
ВизантияВ Византии обилие сортов хлеба и способов его приготовления  говорит о важности данного продукта. Существовал хлеб высшего сорта — силигнитис, который пекли только для богатых  людей из высших сортов пшеницы. А также использовали для причастия в храмах и давали больным, т. к. силигнитис способствовал пищеварению. Далее следовал хлеб сеидалитис, который выпекали из муки более низкого качества. Также имелись средние сорта хлеба, и, наконец, грубый хлеб для бедных. У солдатов и монахов был свой хлеб — пексамас. Он был довольно жестким, так как его два раза пекли в печи, чтобы испарялась вся влага. Но зато такой хлеб не плесневел долгое время. Для бедняков хлеб не всегда был доступен. В уставах византийских цехов X века было оговорено: «Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб».
Швейцария Самый старый в Европе хлеб, найденный в 1976 году в местечке Тванн на Бильском озере ( Швейцария), относится к 3530 году до н.э. Первоначально не существовало отдельных хлебопекарен. Хлеб выпекался в каждом хозяйстве для своей надобности. В эпоху раннего Средневековья при монастырях создавались свои мукомольни и пекарни. Так, например, пекарня Санкт-Галленского монастыря была способна выпечь до 1000 булок хлеба за раз. Наряду с большим количеством выпеченного хлеба впечатляет широкий ассортимент хлебных изделий — дрожжевые, пресные, с мучными добавками и различной формы.     С развитием городов и увеличением потребностей в хлебе стали создаваться пекарные цеха. Гильдии хлебопеков разработали жесткие нормы контроля за качеством хлеба на всех этапах производства и правила эксплуатации хлебопекарных печей.
АнглияВ XVII столетии,  Карл I издал указ, по которому народу разрешалось использовать в пищу только ячмень и овес, пшеница предназначалась для господ. Англия сама выращивала зерно, но по мере развития промышленности — развивался класс крупных капиталистов, которые стали скупать землю у мелких владельцев. В 17 веке землевладельцев было около 200 тысяч, а к середине прошлого столетия сократилось до  6 тысяч. Англия стала ввозить чужой хлеб. Чтобы поддержать отечественное земледелие, правительство назначило в 1791 году при Вильгельме Оранском высокую ввозную пошлину на зерно, что вызвало недовольство у  населения. Чтобы несколько понизить цену, была введена дифференциальная пошлина на зерно, которая зависела от цены хлеба на внутреннем рынке. Отметим, что с 1266 года в Англии существовал закон, контролирующий цену на хлеб, который действовал  600 лет.
ФранцияВ Средние века во Франции хлеб пекли в монастырях. Караваи были тяжелыми, выпекались в основном из ячменя и ржаной муки грубого помола, часто с отрубями. Это был хлеб для бедняков. Зато пшеничный хлеб считался символом достатка и подавался к столу богачей и знати. Существовала прямая зависимость между степенью свежести хлеба и социальным статусом. Королевская семья ела хлеб свежеиспеченный, белый. Вчерашний был для знати. Хлеб двухдневной выпечки предназначался для мелкого дворянства. Хлеб трехдневный получали монахи и школяры, хлебом, испеченным четыре дня назад, питались ремесленники. Твердая цена на хлеб была установлена еще со Средних веков. Высокие налоги на зерно в сочетании с регламентируемыми ценами на хлеб зачастую заставляли пекарей продавать его ниже себестоимости. В 1505 году Генрих IV отменил все налоги на зерно. За это получил гордый титул — Король Хлеба.
ГерманияПервый в мире Музей хлеба появился в  1955 году в городе Ульм (Германия). В одном из бывших амбаров фабриканта Вилли Эйслена была открыта для посетителей постоянная экспозиция, и с тех пор она постоянно пополнялась и обновлялась. В коллекции музея хлеба собрано больше 18 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории выращивания зерна, о совершенствовании орудий труда землепашцев, мельников и пекарей, о значении хлеба в истории человечества. На двух этажах музея находятся две постоянные экспозиции: «От зерна к хлебу» и «Человек и хлеб». Представлена  6000-летняя история производства хлеба, от каменного века до наших дней. Здесь выставлены орудия земледелия и формы для выпечки из разных эпох. Немецкий музей хлеба имеет также богатую специализированную библиотеку — это более 4000 книг на всех языках мира, посвященных хлебу и зерну.
Древняя РусьВо многих поселениях Древней Руси были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера — хлебники. Кроме того хлеб выпекали женщины в каждом доме. В 11 веке на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, основывалось на применении специальных заквасок, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Закваской называли часть заквашенного теста, оставшегося от предыдущей выпечки. От качества закваски  зависели вкус и аромат хлеба. Кроме ржаного хлеба на Руси выпекали множество изделий из пшеничной муки, начиная от монастырских просфор и кончая знаменитыми ковригами. Древнерусская коврига это трёх- или четырёхугольный большой хлеб. Пользовались спросом и пшеничные калачи, которые выпекались к праздникам.
  • — Абрамчик, я купила шелк, шобы пошить тебе новый галстук!
  • — А зачем так много?
  • — Та ничего… Из остатков пошьем мне новое платье.

Другие анекдоты

Как Вы оцениваете качество нашей продукции?

Источник: http://hlebstol.ru/a-brief-history-of-bread

История каравая

  • Карава́й — круглый или прямоугольный сладкий дрожжевой хлеб.
  • На Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил.
  • Свадебные караваи украшаются сложными тестяными узорами и веточками калины, которой с языческих времен приписывают мистические свойства и являющейся символом любви.

Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия.

Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны. Каравай был многослойным, и делил его крёстный отец жениха или невесты.

Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, в который часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невесту подарками.

По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством.

Каравай также использовался на Древней Руси на похоронах. Ко дню похорон выпекали свадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали родным.

Русский каравай на свадьбе

Каравайный обряд — обрядовое действие, связанное с выпечкой и раздачей каравая во время свадебного пира. Каравай — круглый большой сдобный хлеб, украшенный фигурками из теста, а также искусственными цветами, который подавали во время свадебного застолья.

Его выпекали накануне венчания и брачной ночи или за два-три дня до этого в доме жениха, реже в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты.

Каравайный обряд состоял из двух этапов: первый этап был посвящен изготовлению каравая и назывался «каравай валять», второй этап представлял собой деление каравая на свадебном столе — «каравай носить».

Суть каравайного обряда была одинакова на всей территории его бытования, хотя сами обрядовые действия в разных деревнях разыгрывались по-разному. Выпечка каравая символизировала рождение новой жизни и тем самым обеспечивала плодовитость молодой брачной пары.

Действующими лицами обряда являлись посаженый отец и посаженая мать жениха, при условии, что они были «согласны в браке», а также молодые женщины-каравайницы, счастливые в семейной жизни, имевшие хороших, здоровых детей.

Выпечка каравая, начиная с заготовки муки и воды и кончая раздачей каравая гостям, носила ярко выраженный ритуальный характер.

Она начиналась обычно в сакрально отмеченное время, т. е. до захода солнца, с обращения к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милосливый Козьма-Демьян на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!» Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлеба.

Для свадебного каравая воду брали из семи колодцев, муку — из семи мешков; замешивание теста, его постановка в печь проводились нарочито театрально, так же как и вынимание хлеба из печи, раздача его гостям. Тесто укладывали для формовки в специальную большую чашу с крестом, которую ставили на лавку, где лежало сено, прикрытое скатертью.

Присутствовавшим в избе людям под страхом наказания запрещалось дотрагиваться до теста и чаши.

Перед тем как поставить сформованное тесто в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, вместе с посаженым отцом обходила три раза печной столб. Каравай задвигали в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящими свечками, и, прежде чем оставить каравай в печи, его три раза то задвигали в нее, то выдвигали.

Поставив окончательно, ударяли лопатой по матице — потолочной балке. На мифологическом уровне печь осмыслялась как женское чрево, материнское лоно; хлебная лопата, которой задвигали тесто в печь, — как мужское начало, а сам каравай — как плод, полученный в результате их слияния.

Украшения из теста, выпекавшиеся девушками отдельно от каравая, представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия.

Весь процесс изготовления каравая сопровождался исполнением специальных каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания руками каравайниц:

  1. Валю, валю сыр каравай
  2. С правой руки на леву,
  3. С левой руки на праву —
  4. По золоту лоточку,
  5. По золоту лоточку,
  6. По серебряному блюдечку.
  7. Каравай на лавку взлез,
  8. Каравай по лавке пошел,
  9. Каравай на полку сел,
  10. Каравай на печку взлез,
  11. Каравай с печки слез,
  12. Каравай на лопату сел,
  13. Каравай в печку глядит.
  14. Каравай валяется,
  15. Каравай шатается,
  16. Пошел каравай по дубовым столам,
  17. По скатертям браным,
  18. Тогда зашел каравай к Анне Александровне.

В песнях каравайницы заклинали каравай вырасти большим и пышным: Пекись, пекись, сыр каравай, Дерись, пекись, сыр каравай, Выше дуба дубова, Выше матицы еловой, Ширше печи каменной. После изготовления каравая в доме жениха его несли к невесте «на показ».

В том случае, если хлеб изготавливался и у невесты, происходил обмен караваями. В доме родителей жениха каравай ставили обычно в комнату молодых, где он находился всю брачную ночь.

Утром дружка, отправляясь будить молодых, забирал каравай и выносил его в решете к свадебным столам.

Придя к гостям, дружка три раза подпрыгивал, разламывал каравай пополам и начинал его делить среди собравшихся за столом родственников молодых.

Разламывание каравая символизировало нарушение девственности невесты. Новобрачные получали свою долю каравая первыми. Обычно им выдавалась середина, которая, по народным представлениям, была связана с зарождением новой жизни, счастьем, богатством.

Оставшаяся часть каравая делилась поровну между родственниками молодого и родней молодухи. Это воспринималось как акт закрепления между ними родственного союза, как признание их общей судьбы, общей доли. Украшения с каравая раздавали девушкам, присутствовавшим на свадебном пиру в качестве зрителей.

Каравайный обряд был характерен для свадебного ритуала в центральных и южных губерниях Европейской России, однако изделия из теста, известные под разными названиями — курник, печенье, пряник, пирог, хлеб, — играли важную роль в ходе свадебного ритуала по всей России.

Они могли служить знаком любви жениха к невесте, выкупом, благопожеланием, подарком, предметом, посредством которого передавалась магическая сила.

Источник: https://mirznanii.com/a/271818/istoriya-karavaya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector